Утро воскресенья таило в себе много неопределённости: будет или нее будет ветер, сколько гонок удастся провести в последний день чемпионата, ждать выброса или не рассчитывать на него? Впрочем, последний вопрос для кого-то решался с обратным знаком: те, кто не имел в своём пассиве серьёзных «лишних» очков, предпочли бы не доводить дело до вычёркивания худшего результата у соперника.
Например, лидировавшие по итогам трёх дней Дмитрий Самохин (6,0 очков), Василий Сенаторов (7,0) и Михаил Сенаторов (8,0), свои гонки к этому моменту провели очень ровно, без явных провалов. А вот команда Алексея Мурашкина (13,0) как минимум один раз «промахнулась» – восьмое место во второй гонке тянуло гонщиков за пределы призовой тройки. Согласитесь, в условиях, когда соперник стабильно приходит в пятёрке, трудно отыграть у него 5 очков. Однако при наличии выброса (по Положению – начиная с 5-й гонки) тот же самый экипаж мог претендовать уже на самые высокие награды.
Если на утреннем собрании рулевых подобными математическими упражнениями кто-то из любителей статистики ещё и занимался, то на воде холодный расчёт неминуемо уступал место азарту гонок. Ветер, лишь дразнивший яхтсменов все эти дни, сегодня предстал перед гонщиками во всей своей красе. Устойчивый по направлению вест скоростью около 10 узлов не просто вселял оптимизм, а настраивал всех на продолжительную борьбу: ещё утром главный судья соревнований Владимир Комель объявил о желании гоночного комитета провести 3 гонки в случае, если хватит ветра. А ветер не иссякал, и более того: к концу третьей гонки на экране судейского анемометра высвечивалась число 15.
Борьбу за чемпионское звание, как и предполагалось, повела между собой вышеназванная четвёрка гонщиков. При этом на призовые места – в случае проблем у турнирных лидеров – теоретически могли рассчитывать и команды, к воскресенью занимавшие места с пятого по восьмое. Но для этого им было необходимо в каждой гонке бороться за первенство, оставляя за кормой команды из первой четвёрки. Этого, однако, не случилось: и лидеры не допустили значительных ошибок, и те, кто дышал им в спину, подвига не совершили. Ближе всех к тому, чтобы поправить своё положение, оказался экипаж Сергея Бородинова – в четвёртой гонке команда пришла к финишу второй, а последнюю завершила на третьем месте. Но восьмой приход в промежутке между ними поставил крест на призовых мечтах.
А чемпионами России 2017 стали гонщики из экипажа Дмитрия Самохина (RUS76). Несмотря на неубедительное начало дня (финиш на 6 месте), каждую следующую гонку команда-победитель проводила всё более собранно – сначала третье, а затем и первое место на финише. В итоге – заслуженная победа!
Дмитрий Самохин, чемпион России 2017:
– Шанс на победу у нас оставался только в том случае, если бы мы приходили в последней гонке первыми, а наши конкуренты при этом – ниже второго места. Так всё и получилось. Мы выиграли, а на втором месте финишировала команда Василия Сенаторова, за что ей большое спасибо. Накануне у нас с ними на финише была очень тяжелая борьба. Они буквально на метр нас обошли. Теперь отдали долг с гигантскими процентами – шучу, конечно. Примечательно, что всё решилось в последней гонке – весьма интересно для тех, кто следил за ходом чемпионата.
– Что помогло вам выиграть эту регату?
– Футболисты на такой вопрос обычно отвечают: мы забили больше, чем соперник. Мы просто лучше приходили, чем соперники. Очень важно было сегодня после первой гонки, после нашего шестого прихода, не растеряться, не предпринимать необдуманных действий. Вторую гонку постарались отгоняться максимально спокойно – получилось прийти третьими. Ну и в конце нам, считаю, повезло с тем, что на дистанции раздуло. Мы такой ветер любим, и соперникам сумели показать, как наша команда в такой ветер ходит.
– Вы выиграли чемпионат и считаетесь теперь лучшей командой России…
– Я вам скажу, что даже когда мы проигрываем, то в душе мы так всё равно считаем. И я уверен, что в следующем году в соперничестве за чемпионский титул нас ждёт такая же тяжелая борьба.
Михаил Сенаторов, серебряный призёр чемпионата России:
– Второе место – вполне хороший результат. Борьба среди первых четырёх лодок была очень плотной. Шансы были одинаковыми у всех. Сегодня после каждой гонки положение менялось: кто первый, кто второй… И только последняя гонка всех расставила по местам. Она получилась довольно тяжёлой: на финише мы должны были не пропустить на четвёртую позицию команду, которая в итоге стала бронзовой. С этой задачей мы справились и оказались выше в общем зачёте.
– Вам совсем немного не хватило до первого места…
– Четыре лодки шли настолько плотно, что всё решала одна небольшая ошибка – чуть задержался на старте, немного вильнул ветер – предугадать многие вещи невозможно, борьба шла плотной. Иногда к борьбе подключалась пятая лодка. Но четыре шли просто в унисон. Было интересно! Ну и ветра были разные: от самых слабых до очень хорошего ветра сегодня.
Алексей Мурашкин, бронзовый призёр чемпионата России:
– Сегодня все три гонки прошли по разному ветру. Поскольку такой командой мы вместе раньше не ходили, каждая гонка для нас была словно впервые. С ребятами понятно: они всё знают и умеют. А для меня это был ежеминутный шок. Нужно быть единым целым с командой и с яхтой, а я – словно человек, который учится водить машину. Смотрит на незнакомые педали и ручки, а потом поднимает глаза – ух ты! Знаки, пешеходы, машины… Я в данном случае нахожусь еще на стадии педалей и коробки передач.
– Знакомство с «драконами» продолжится?
– Когда-нибудь, наверное да. Сейчас – так сложилось – это была разовая акция. Когда-то я гонялся на «драконах», но в качестве шкотового. Очень интересно!
– Вы знали положение команд перед последней гонкой?
– Честно говоря, не считали ничего. Подул сильный ветер, и для меня это уже была борьба с самим собой, ветром, яхтой и уже потом – с соперниками.
– Кстати, соперники здесь понравились?
– Конечно! Очень амбициозные, сильные, и расслабляться нельзя было ни на секунду. Каждая волна, каждый порыв, каждое движение должны были контролироваться. Действия должны были быть стопроцентными! Если недоработал хотя бы процент, то тут же проигрываешь другим, которые этот же манёвр отрабатывают на все сто.
Глеб Сулоев, победитель чемпионата России в категории «Дракон Classic»:
– Регату для себя оцениваем как очень хорошую. В одной гонке мы даже сходили удачно – в заход, в правильный ветер, в итоге пришли четвёртыми. Вообще, нам слабый ветер удобнее, чем сильный: для нашего «дракона» сильные ветра противопоказаны. Он тяжело идёт в волну – лодка старая, трещит вся, жёсткости не хватает. Но по «слабакам» ничего, катим.
– Есть ли у классического «дракона» шансы против современных лодок?
– Есть. Если брать современные, последние классические «драконы», новые, которых три штуки построили в Питере, то их построили, фактически, вокруг «шильдиков» – то есть, это новые лодки, и у них очень хорошие перспективы. А мы-то свой перестроили уже давно – мы первые, наверное, в России восстановили классический «дракон» до такого, реально гоночного состояния. После нас уже Сергей Язиков стал этим же заниматься в Петербурге.
Первые 5 мест на чемпионате России распределились следующим образом:
1. Дмитрий Самохин (Андрей Кирилюк, Алексей Бушуев), RUS76 – 10 очков
2. Михаил Сенаторов (Максим Семерханов, Александр Янин), RUS31 – 12
3. Алексей Мурашкин (Вадим Стаценко, Александр Шалагин), RUS12 – 13
4. Василий Сенаторов (Игорь Ивашинцов, Александр Музыченко), RUS34 – 13
5. Сергей Бородинов (Александр Миронов, Юрий Самойлов), RUS81 – 24
Дополнительный зачёт «Classic»:
1. Глеб Сулоев (Алексей Тотин, Сергей Дальнев), RUS11 – 46 очков
2. Виктор Лось (Денис Карельский, Дмитрий Арсеньев), RUS22 – 57
3. Сергей Бахарев (Левон Исаакян, Александр Лебедев), RUS84 – 68
Подробные результаты здесь