В этом году, помимо «Яхонта», о котором мы рассказывали накануне, 60-летие своей лодки отмечает и команда «Секрета» (RUS 18). Мы попросили капитана команды Юлию Григорьеву и Бориса Александровича Хабарова рассказать об этом.
Юлия Григорьева
– Вы с командой выступаете на яхта «Секрет». В этом году она отмечает 60-ти летний юбилей. Расскажите, как она попала к Вам и как долго вы являетесь её рулевым?
– Лодка построена в 1964 году на Таллинской верфи экспериментального судостроения. Это был спецзаказ для Бориса Александровича Хабарова для подготовки к большим соревнованиям. Несмотря на то, что лодка сделана из хороших материалов, скоро она была признана не очень удачной и отставлена из большого спорта. Дальше эта лодка сменила очень много рулевых и экипажей и к 2003 году пришла в плачевное состояние.
Мы с компанией взялись её ремонтировать, и вот она ходит до сих пор. Зимой 2003–2004 года мы полностью поменяли палубу и много деталей набора. В 2008 году поменяли килевую балку. Мы нанимали мастеров, но всю черновую работу делали командой.
Я как-то считала, сколько за эти годы на этой лодке кто-то ходил, кто-то выполнял разряды, кто-то получал права – досчитала до 120 человек, дальше считать стало сложно. За это лето у меня на лодке побывало 6 новых человек. Седьмой сегодня будет участвовать в гонке.
Мы свозили лодку на два больших соревнования за границу: на «Золотой кубок» в 2018 году и регату в Ханко в 2014 году. Возили лодку в Петрозаводск.
Я очень спокойно её давала молодым экипажам. Пока Степан Федотов не сделал свой «Задор», они ездили на нашей лодке в Москву на «Серебряный кубок». Это было в октябре под мокрым снегом. У нас
энтузиазма тогда уже не хватило. Им захотелось – пожалуйста.
Лодка живёт, но нужно думать о следующих больших ремонтах – 2008 год был очень давно.
– Есть ли соревнование, которое Вы особенно запомнили?
– В регате «Золотая осень» мы взяли кубок за самый быстрый финиш. «Золотая осень» – это такая клубная регата. Она проводится поздней осенью и посвящена памяти яхтсменов.
Получилось так, что был сильный ветер, а «Дракон» в сильный ветер очень хорошо ходит. Финиш был в лавировку, и мы красиво финишировали с большим отрывом от всего остального флота. Единственный нюанс – большие лодки имели дистанцию длиннее, чем лодки маленькие.
У них был специальный кубок за самую большую скорость на этой регате – огромный кубок, и совершенной неожиданно его вручили нам. В послужном списке этого кубка мы были, пожалуй, на самой маленькой лодке.
– Что Вы ждёте от чемпионата?
– Удовольствия, красоты, общения. Мы рады, что собрались и участвуем.
Борис Александрович Хабаров
– Яхта «Секрет» когда-то была построена специально для Вас. В этом году она также принимает участие в чемпионате. В каких соревнованиях на этой яхте Вы участвовали?
– Эта яхта строилась в Таллине по спецзаказу именно мне, как члену сборной СССР. Все яхты по спецзаказу строились только в Таллине – на Таллинской экспериментальной спортивной судоверфи.
В Советском союзе всесоюзными соревнованиями были Чемпионат СССР, регаты – Балтийская и Черноморская. Балтийская регата проводилась в Таллине, Риге, Питере. Черноморская регата – в Одессе, Севастополе и даже в Сухуми один раз гонялись.
– «Секрет» участвует в соревнованиях уже 60 лет. Как думаете, в чём секрет?
– Всё зависит от качества дерева, из которого построена яхта. У меня была яхта номер 680 из гондурасского кедра. Когда её спустили на воду и я начал управлять рулём, она сразу же отвечала – легко поворачивалась. А в 528-й дерево потяжелей. Приходилось прикладывать больше усилий для разворота.
* * *
Во флоте «драконов» есть еще один ветеран – яхта «Задор» (RUS 86), которому исполняется 65 лет. Ее капитан Степан Федотов также делится своими воспоминаниями.
Степан Федотов
– Вы самостоятельно восстановили яхту «Задор», на которой выступаете на этом чемпионате. Расскажите о ней.
– Яхта интересная, в нашем флоте она самая старая – 59-го года. Она принадлежала речному яхт-клубу профсоюзов. Как и практически все деревянные «драконы» речного яхт-клуба, она была когда-то у Бориса Александровича Хабарова в рамках соревнований – а строилась специально под знаменитого чемпиона и участника Олимпиады Попеля.
Яхта была в убитом состоянии: не было нижней части, палуба шла под замену – от яхты остался только борт. Но я её отремонтировал. Ремонт был достаточно долгим – с перерывами занял порядка 5-ти лет. И в 2018 году мы её спустили.
– Что ждёте от сегодняшних гонок?
– Прошедшие гонки были достаточно интересными, а сегодня, я думаю, будет ещё веселее. Постараемся показать результат получше. Сегодня сильный ветер, как минимум будет интересно.
Чемпионат, как всегда проходит на высоком уровне. Это то, что позволяет нам, как любителям, получать большой положительный опыт и держать очень хороший уровень и на других соревнованиях.
Информация
Попель Вячеслав Тимофеевич, (1930-1998) мастер спорта (1957), тренер.
Родился в Ленинграде, выступал за ДСО «Труд» (Ленинград). Тренировался под руководством Д.Н. Коровельского.
Чемпион СССР (1957, 1958, 1961, 1966) в классе «Дракон», призер чемпионатов СССР (1956, 1959, 1960, 1962-65) в классе «Дракон».
Один из сильнейших яхтсменов страны 1950-60-х годов. Тренер Центрального яхт-клуба «Труд» (1970-94).