— На недавно проходившем в Петербурге «Классическом кубке» вы стали вторым. Сейчас вы идете, если так можно выразиться, в золотом флоте, но результаты уже не столь высокие, хотя там был практически тот же состав участников, что и на чемпионате. Почему?
— Две гонки прошли в очень сильный для нас ветер. Экипаж без тренировок – мы собираемся только к соревнованиям, поскольку все загружены на работе. Ну и восточный ветер и плоская вода – самые мои нелюбимые условия. Еще и порывы до 25 узлов. Незнакомая для нас ситуация, и результат понятен.
— Для классического дракона такие условия хуже, чем для современных корпусов?
— По большому счету разницы нет. Лодка бывает ухоженная и неухоженная. По прочности они одинаковые. Классический дракон легче утопить, хотя это и трудно сделать в любом случае.
— Вы уже давно гоняетесь одним экипажем. И регулярно останавливаетесь на подступах к пьедесталу. Чего не хватает?
— Как раз времени на тренировки. Его взять не откуда – все работают. А столько денег, чтобы не работать, а ходить на воду, у нас тоже нет. Поэтому виноваты мы сами, а не лодка. Еще чуть-чуть и паруса, конечно, но это не главное.
— От гонок чемпионата перейдем к общим тенденциям: в каком направлении развивается современный «Дракон»?
— Сложный вопрос. Был, например, период, когда богатые владельцы «драконов» сидели на руле, а все экипажи были наемными. У них хватало времени на тренировки, покупку новых яхт, парусов и так далее. Сейчас лодки, которые остались от того интересного времени, уже не используются прежними собственниками, и они покупаются обычными людьми, у которых не так много денег, а в море ходить и гоняться хочется. Но и растут эти экипажи медленно, все по той же причине нехватки времени. Флот постепенно переехал в Петербург, а вы сами знаете, что у нас творится с яхт-клубами. Сейчас футболят из одного клуба в другой, и что дальше – непонятно. Что будет с клубами – то будет и с «Драконом». Просто на пляже сидеть этот класс не может. Нужен кран, береговая инфраструктура. Если с тебя хотят пять тысяч за хранение трейлера – это плохо. А нужно, чтобы яхты хранились все-таки на берегу – два месяца в воде проведут и обрастают. А логистика подъема лодки такая сложная, что я, например, весь июль нырял и мыл лодку прямо в воде.
— А трудно мыть в воде?
— Ну, почему? Метр двадцать – максимальная осадка. Трубка, маска и щетка в руках. Но это если только ракушками не обрастает. А ведь стеклопластик обрастает быстро. И прочно. Кто-то пошутил, что нет ничего круче клея от ракушки – под водой она приклеивает всё.
— Молодые гонщики будут приходить в «Дракон»? Им этот класс может быть интересным?
— Наверное, да. Вот, например, на RUS 86 шикарный экипаж вырос. Но у всех молодых гонщиков два варианта: либо приходят будущие профессионалы, у которых вопрос: «Сколько?». Либо любители, у которых та же самая проблема со временем. Они будут работать и редко ходить на воду. А лодкой нужно постоянно заниматься. Одна-две гонки, как вчера, и порванные веревочки. Молодежь начинает расстраиваться, что не может выиграть у корифеев. У того же господина Бородинова, или у Ани Басалкиной — попробуй выиграй!
— Вы стояли у истоков «Классического кубка». Он задумывался, в первую очередь, как награда в гонках яхт категории Classic. Как, на ваш взгляд, развивается этот трофей? В нужном ли направлении, какие перспективы?
— Мне очень нравится, как он развивается. Прежде всего, с точки зрения статуса самой регаты. Она проходит, как правило, за осмысленные стартовые взносы. Уже много лет на Кубок собирается около 20 лодок. Причем именно классических. И мне очень нравится, что в последнее время классические лодки стали восстанавливаться с надлежащим качеством. На прошлой регате гонялась классическая лодка 70-го года. В последний день – два первых места. Сейчас практически не осталось нормальных яхт – не совсем развалюх – которые бы не удалось восстановить силами энтузиастов. И мы их к этому подталкивали немножко. Но красиво же получается! Очень нравится, что опять плавает знаменитый «Феникс». Опять его покрасили. У деревянной лодки проблема в том, что ей требуется ежегодный уход. Она, конечно, из красного дерева, лакированная, но никакой лак не выдерживает солнца, даже нашего. Он облезает и нужно постоянно обновлять – шкурить, красить. И проблем больше намного. На данный момент деревянная лодка в хорошем состоянии на рынке стоит примерно в два раза дороже, чем пластиковая.
— Это больше вопрос эстетики?
— Да, конечно. Просто таких лодок больше уже не будет. Это считаные коллекционные экземпляры. Их нужно постоянно поддерживать в надлежащем виде. Многим неуютно гоняться в «деревянном кубке». Вокруг лакированные шкафы, их коснешься и будет очень сложно починить. Пластиковые намного прочнее. И небольшое касание ничего за собой не повлечет. А на деревянном корпусе сразу остается след, и лодку просто физически жалко.
— Возвращаясь к чемпионату: по вашему мнению, кто будет на пьедестале?
— С моей точки зрения, на медали претендуют четыре экипажа. Виктор Фогельсон, скорее всего Сергей Бородинов, Михаил Сенаторов и Аня Басалкина. Но все зависит от погоды. Если такие же гонки давать – по 25 узлам – то меньше шансов у Ани. По той простой причине, что у них не столь ухоженная лодка, клубная. А во-вторых – легкий экипаж. В какой-то момент их просто сдует.
— А для своей команды какие задачи сейчас ставите?
— Получать удовольствие! Не будет уже любимого западного ветра с волной, когда можно поиграть, подумать. Поэтому мы просто плывем. Умеем, знаем, как и что. Ну и стараемся просто получить удовольствие.