Михаил Чайкин, RUS 91: «Мы хотим влезть в мозги к этим ребятам…»

— В последние два года вы часто экспериментируете, приглашая в экипаж молодых гонщиков. С чем это связано?
— Так уж получилось, что ни у меня, ни у моего товарища по команде Юры Скрипкина за спиной нет хорошей парусной школы. Поэтому мы постоянно пытаемся найти себе кого-то, кто научил бы нас все делать так, как надо. Пару лет назад мы решили пригласить в команду какого-нибудь яхтсмена из новой волны гонщиков, потому что их всему уже совсем по-другому учили, чем нас в свое время. Так мы нашли Лизу (Елизавету Азовцеву – прим.ред.), которая много чего знает и умеет и хорошо нам об этом рассказывает, и тренер которой нам иногда помогает. Лиза тренируется и выступает в классе «Европа», но в прошлом году выкраивала время и для участия в гонках вместе с нашей командой, чему мы очень рады. Предполагалось, что и на нынешнем чемпионате нашим рулевым тоже будет она. Но у Лизы довольно напряженный график в своем гоночном классе, ей и без нас есть чем заняться. В итоге на Классическом кубке с нами в экипаже была Стефания Елфутина, у которой мы тоже смогли научиться многому. А незадолго до чемпионата повстречали Дмитрия Третьякова, который, как и в прошлом году, готовился участвовать в гонках чемпионата в качестве шкотового, но в силу обстоятельств оказался свободен – и мы с охотой пригласили его к нам на лодку.

— И сразу доверили руль?
— Да, и сделали это сознательно. Мне кажется, что лучше всего качества гонщика проявляются у человека именно на руле. Тогда он максимально сосредоточен на гонке, самостоятельно думает и решает, что надо делать. А как только он оказывается в роли матроса – голова у него сразу отключается, и он превращается в подчиненного, исполнителя. Так, во всяком случае, у людей нашего поколения происходит. Поэтому мы своих молодых сразу сажаем на руль. Тогда можно ожидать, что они будут руководить, вести гонку и объяснять нам, что, как и почему они делают. А мы у них будем учиться.

— То есть приглашением молодых гонщиков вы вовсе не преследуете цель повернуть их лицом к «дракону», заинтересовать гонками в этом классе?
— В общем-то – нет. У нас нет цели кого-то затащить в класс, укусить «драконом». Просто нам с ними самим интересно. Хотя надеюсь, что и им тоже нравится.

— А чувство собственника не грызет вас изнутри? Все-таки принято, что в гонке рулит сам хозяин лодки …
— Вообще ничего такого не чувствую. Времена, когда – по коллективному мнению – на руле мог быть только владелец «дракона», уже давно позади. Я с легкостью передаю управление другому – пожалуйста, рули! Вообще это история совсем не про то, чтобы выиграть любой ценой. Мы просто хотим влезть в мозги этим ребятам и понять, как они сейчас ходят…

— Да, представление о гонках и о спорте у нынешнего поколения совсем не такое, как было 30 лет назад! Все гоняются на всем…
— Я бы сказал по-другому: сейчас много всего разного. Есть люди, которые гоняются, например, только на «эсбэшках», а есть те, кто гоняется везде и на всем. Сейчас огромное разнообразие и самих вариантов заниматься парусом, и взглядов людей на то, как им заниматься. Например, Дима Третьяков целенаправленно тренируется и выступает в гонках SB20 – это его основной класс сегодня, и всю свою профессиональную парусную жизнь он строит вокруг этого класса. А остальное – как нынешний «дракон» — это уже по случаю…

— Он, кстати, как-то комментировал свою первую гонку в качестве рулевого «дракона»? Что ему удалось, а что нет?
— Гонку он провел здорово, и мы даже могли оказаться в тройке, но… Не сработал план, о котором Дима нам рассказал, и который нам тоже понравился. Но в результате выбранный нами галс оказался невыигрышным, и на самом финише мы пропустили вперед сразу три лодки. В том числе и RUS 171, на которой – вместе с Сергеем Маркасовым и тоже впервые – выступает его отец, Андрей Третьяков. Дима очень переживал по этому поводу (смеется – прим.ред.). А еще поначалу он расстраивался, что на «драконе» скучно идти курсом фордевинд – не те скорости! Но уже вскоре, когда между лодками завязалась настоящая борьба и понадобилось продемонстрировать свое мастерство, скука тут же ушла, уступив место азарту. Да, на фордевинде гонка проходит не быстро – но очень интересно!

— То есть зацепить молодых яхтсменов «драконами», увлечь их – все же можно?
— Конечно! Ведь вот это обывательское мнение, что «дракон» — это «кусок причала с парусом», и он еле едет – высказывают в основном те, кто толком на нем и не гонялся. «Дракон» на лавировке очень быстрый. Да, иногда мокрый, но – быстрый! На полных курсах тоже интересно: тактическая борьба, выбор галса, умение догнать соперника или удержать позицию… Это точно такой же парусный спорт, как и для современных лодок, но только со своими техническими особенностями. Что «эсбэшка», что «дракон», что большая крейсерская яхта – у всех одни и те же принципы движения и настройки парусов, а у гонщиков одна и та же задача – быть быстрее соперника. И не важно, на каких скоростях ты будешь это делать.

— В пятницу ожидается совсем другая погода – сильный ветер, а значит и скорости могут быть выше. Для вас какой ветер предпочтительней?
— Мне кажется, что на недавних тренировках, проходивших в довольно свежий ветер, мы нащупали настройки, при которых яхта идет хорошо, а на руле нет избыточной нагрузки. Хотя когда я сам рулю, мне комфортнее ходить в умеренный ветер – когда еще не нужно интенсивно откренивать или потравливать шкоты. Может быть, это происходит оттого, что мне кажется, что мои матросы недостаточно хорошо откренивают, не дорабатывают до конца – мне от этой мысли неспокойно. Но теперь-то я и сам матрос, и я знаю, что от меня требуется откренивать, и значит я буду откренивать так, как надо! Поэтому завтра даже в сильный ветер у нас может получиться лучше, чем в прежние времена.

Категория: Без рубрики. Прямая ссылка.

Обсуждение закрыто.