Владимир Комель: «Я всегда на стороне гонщиков»

komel_20

Главный судья Открытого чемпионата России в классе яхт «Дракон» о разных форматах регат, о смене формаций и об отношениях с гонщиками.

Вы начали этот сезон в звании «Судья года». После победы в этой номинации для вас что-то изменилось?

В общем-то, особо ничего. Статус предполагает ответственное выполнение своей работы, но ведь я и так внимательно подхожу к проведению каждой регаты, будь то детские соревнования или уже более серьёзные чемпионаты страны. Это «звание» просто обязывает не опускаться ниже определенного уровня: если достиг какой-то высоты, надо её удерживать.

Вы судите как на российских, так и на международных соревнованиях, много общаетесь с коллегами из-за рубежа. В других странах судейство имеет свои отличия или эта работа не имеет национальных особенностей?

Некоторые различия, конечно, существуют. На тех чемпионатах мира и Европы, где мне довелось работать, я мог наблюдать, как судят иностранцы. И мне всегда было интересно разобраться в нюансах их судейства, отметить те вещи, которые они делают по-своему, и понять, чей подход к решению тех или иных вопросов лучше. Они, например, выставляя первый знак, делают все с такой тщательностью, что могут потратить на это полдня. Мы на этом меньше зацикливаемся, просто стараемся, чтобы ситуация соответствовала духу правил. И устанавливая знак, учитываем необходимость не держать гонщиков лишнее время на воде, стремимся не затягивать начало гонки, ведь именно для этого яхтсмены выходят на дистанцию! Конечно, после старта необходимо быть предельно внимательным, следить не только за участниками, но и за тем, как ведёт себя ветер, как это влияет на ход борьбы. Иногда бывает так, что гонку лучше прекратить, потому что преимущество получает какая-то одна часть флота и борьба становится неспортивной из-за того, что ветер изменил направление или силу. В целом же, как мне кажется, мы со своей работой справляемся не хуже иностранцев, и это главное!

Вас можно встретить в списках судей и на классических регатах, и на матчевых гонках. Где вам самому больше нравится?

Жизнь так сложилась, что я чаше работаю на гонках флота, где много яхт идут одновременно. Это всегда интересно, а работа приносит некий результат для большой массы гонщиков, какой бы класс не гонялся, «Оптимист», или, как сейчас, «Дракон». И мне это ближе. В матч-рейсе – свой интерес. Там отношения между собой выясняют два гонщика и когда они начинают бороться, многое решают ампайры, а мы, как гоночный комитет, можем влиять лишь на весьма ограниченный круг вопросов.
Продолжая тему судейства на воде: в проходивших на Неве гонках катамаранов Extreme 40 соревновался флот. Но на воде также были ампайры…
Такое сейчас практикуется. Ампайров подключают к работе на гонках флота – они следят за соблюдением правила 42 ППГ (средства движения). А вот в Extreme 40 они судили уже непосредственно участников и следили за нарушениями правил расхождения. Это прописывается в гоночных функциях – правила позволяют им напрямую общаться с гонщиками при помощи флагов, на месте определяя, кто из них виноват. Однако, в обычных гонках флота это все-таки не практикуется.

Какой тип или класс яхт вам интереснее судить, и на каких интереснее ходить самому?

Я люблю работать с олимпийскими классами: очень нравится, когда гоняются «финны», «семидесятки». Люблю детские швертботы: «оптимисты», «кадеты». Ну, а когда удается самому участвовать в соревнованиях, то это, как правило, крейсерские гонки. В последнее время, в основном – за границей. В России все-таки чаще приходится быть судьей.

Вы застали несколько поколений яхтсменов, могли наблюдать, как менялись люди и сам парусный спорт…

Когда мы начинали, не было такой массы яхт, экипировки, как сейчас. Все, порой, было на допотопном уровне. Но это не мешало нам расти, добиваться высоких результатов, завоёвывать медали и кубки. В то время в сборной была большая скамейка запасных, в каждом классе шла настоящая битва за право отправиться с командой на выезд. На высокие места претендовали по 18-20 лодок! Сейчас такого не наблюдается. Есть яхтсмены, которые добиваются локальных успехов, выступают на уровне сборной, но глобального результата пока не видно. И нет спортсменов, которые дышат сборникам в спину…

На общем фоне приятно отметить, что в «драконах» выступает много достойных людей: это то поколение, которое ещё со мной гонялось, и видно, что они и сейчас с успехом ходят, несмотря ни на что. Эти гонщики – старой формации – себя не потеряли. Их опыт способствует тому, чтобы «Дракон» был лидером в России и даже в мире.

Старая формация есть. Откуда взять новую?

Все условия созданы. На первый взгляд, сейчас столько талантливых ребят! Но что-то мешает им достигать высоких спортивных результатов. Им просто нравится быть в парусной тусовке. Это тоже неплохо, но для того, чтобы мы добились каких-то результатов, нужна большая работа тренеров. На мой взгляд, чтобы растить спортсменов высокого уровня необходимо и реформировать и отечественную тренерскую школу. Отсутствие наставников, обладающих современными знаниями – это главная беда сейчас. Может быть, надо зарубежных тренеров привлекать, чтобы обучать наших методикам работы с юными яхтсменами? Очень хочется, чтобы у нас появились тренеры, которые бы выращивали чемпионов. Сегодня детский парусный спорт развивается во многих городах, способных детей – масса. Это показывает и первенство России. Так что, все дело в подходе тренеров.

Про вас говорят, что вы лояльны к гонщикам. Так ли это?

Я не люблю быть злым. По собственным гонкам в былые времена я помню, насколько неприятно иметь дело с судьями, которые ведут себя высокомерно. Для того, чтобы яхтсменам было комфортно соревноваться, необходимо, чтобы гонка проходила честно и спортивно. Для этого нужна профессиональная команда судей, ответственно относящихся к работе. Нельзя превращать судейское судно в «лежбище морских котиков», безразличных к тому, что происходит на дистанции. Действия судей, сигналы, которые они подают, не должны вызывать вопросов. Мы советуемся, работаем, пытаемся что-то изменить в ходе гонки, если этого требуют обстоятельства. В общем, я нахожусь на стороне гонщиков.

Чего вы ждёте от этой регаты?

На чемпионате России в классе «Дракон» традиционно создаются хорошие условия для работы судей и комфортные условия для гонщиков, поэтому и регата обычно проходит на одном дыхании. В этом году я жду серьезную борьбу за призовые места и звание чемпиона. В «Драконе» выступают опытные гонщики – любой может составить конкуренцию признанным лидерам. Мы привыкли к победам Анатолия Логинова, очень хорошо смотрятся Дмитрий Самохин, Виктор Фогельсон, Михаил Сенаторов – список можно продолжать долго. Кто лучше разберётся в гоночной ситуации, почувствует течение, поймает ветер – тот и выиграет. И ведь бывает так, что нос в нос идут, до самого финиша! В общем, борьба будет интересной.

Категория: Без рубрики. Прямая ссылка.

Обсуждение закрыто.